• 01.jpg
  • 02.jpg
  • 03.jpg
  • 04.jpg
  • 05.jpg
  • 06.jpg
  • 07.jpg
  • 08.jpg
  • 09.jpg
  • 10.jpg
  • rod_slid_1.jpg
  • rod_slid_2.jpg
  • rod_slid_3.jpg
  • rod_slid_4.jpg
  • rod_slid_5.jpg
  • rod_slid_6.jpg
  • rod_slid_7.jpg
  • rod_slid_8.jpg

star site

Регистрации

Наши друзья

Наша кнопка

Будем благодарны, если вы разместите на своем сайте наш баннер:

RodnikTver1

RodnikTver2

Код баннера находится ТУТ

Источник Святителя Николая Чудотворца

Удомельский район, д. Деревяжиха

 

derevyajihaudomlya00 1

 

Фото: А. Крючков г. Удомля.

 

Местоположение родника относительно населенных пунктов и географические координаты: вблизи д. Рябиха.

 Широта 57°53′48″N (57.896629). Долгота 35°27′9″E (35.452525).д. Рябиха карта2

 

д. Рябиха

 

Фото: Вероника Фролова.


Положение в рельефе:
Абсолютная отметка выхода родника:
Тип питающих родник подземных вод: грунтовые.
Характеристика водоносного горизонта:
Тип родника:
Характер выхода воды: одиночный выход, истечение воды спокойное.
Дебит родника:
Каптаж:
Количество посетителей родника:
Результаты анализа воды:

 

 

 

image 4

Фото: Елена Яковлева.

 

image 2

Фото: Елена Яковлева.

image

Фото: Елена Яковлева.

 

Исторические материалы:

 

Деревяжиха – это место в лесу, что неподалёку от недавно прекратившей своё существование деревни Рябиха  Брусовского сельского округа.

Название происходит, по уточнению Н.А. Архангельского, от прозвища-имени мужика, который её основал – «Деревяга» и упоминается в «Книге Бежицкой пятины» 16 века. Деревня имела два дома. В то время деревней назывался дом при поле. Потом деревня заглохла, и пустошь стала называться Деревяжихой. До 1930 года здесь стояли три часовни, четвёртая - в Рябихе. Одна из часовен была выкрашена в голубой цвет. Другая – маленькая, срублена была слепым человеком, который объявился в здешних местах после революции. Никто его толком не видел, т.к. от людей он таился. Слышали лишь стук топора, когда он рубил часовню. Когда он умер, часовня была почти закончена. В ней не было ни окон, ни дверей, а вместо входа был прорублен лаз высотой от земли около метра. Достраивать и переделывать часовню никто не стал, так и влезали в неё на коленях да согнувшись. Позже часовню разобрали, а из брёвен срубили двор. Да только скотина там не приживалась, дохла.

Недалеко от места, где стояла одна из часовен, находится большой валун. На нем – две пары углублений небольшого размера, похожих на человеческие следы. Это следы ног Николая Чудотворца. Возле камня – колодец. Вода в нём чистая, родниковая. Люди льют воду через след, пьют её, омываются и называют «святой».
Камень - следовик

По преданию, в 1609 году во время битвы новгородцев с поляками, на камне явился Святитель Николай Чудотворец с мечом в руке. И тогда страшная битва прекратилась. Погибшие воины были похоронены прямо на поле битвы. А на их могилах вместо крестов были положены прямоугольные камни. Лет тридцать назад их еще можно было увидеть, но потом их как будто вывезли .

Древнее кладбище

По сей день видны следы кладбища. По рассказам старожилов, здесь захоронены русские воины, погибшие во время польско-русской войны.

Из воспоминаний Л.И. Соловьёвой.
В часовнях были иконы поразительной красоты (кисти А. Венецианова и учеников его школы). В одной из часовен находилась икона, изображающая Ад и Рай: стояли у одной стороны весов ангел, у другой – чёрт. В котёл с горящей смолой черти бросали грешника.
Ежегодно, 22 мая, в праздник Перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар (1087 г.), от села Поддубья, где в Покровской церкви 1791 г. хранилась икона Николая Чудотворца, до Деревяжихи шёл крестный ход. Приезжали священнослужители из Бежецка, монахи из Николо – Теребенского монастыря, из Смердыни (сегодня Лесное). Восемь человек несли эту икону на Деревяжиху. Икона была в человеческий рост. Кто-то из землевладельцев Милюковых, мужчин, сделал для иконы оклад, пожертвовав пуд серебряных монет. Чтобы удобнее было её нести. Он приказал сделать раму с ручками. Раму сделали меньшего размера, чем икона. Помещик приказал пилить икону, что и сделали.
По преданию, на второй день после того, как были отпилены ноги у изображения Николая Чудотворца, у самого Милюкова «отнялись ноги», его парализовало. Люди связывали это с «божьем наказанием».
У часовен  при большом стечении народа проходил молебен. Пел большой хор. Здесь же проходили ярмарки, где продавались сладости, всевозможные кондитерские изделия, напитки. Устанавливались большие самовары, организовывалось чаепитие. Спиртного не было никогда. В 1930-х годах часовни от ветхости разрушились, но крестные ходы продолжались. На месте разрушения часовен были установлены поклонные кресты, висели иконки.
Поддерживали традицию женщины из окрестных деревень, а главной её хранительницей по всеобщему мнению была Анна Григорьевна Шмелева. Она родилась в Рябихе, хорошо помнила старые часовни и ярмарки . В советское время крестным ходам часто приходилось преодолевать и комсомольские пикеты. Но лесными тропами женщины всё равно доходили до святого места.
Деревяжиха хранит множество тайн. Например, куда пропало фиксируемое здесь ещё лет 30 назад кладбище, оставшееся со времён Смутного времени? Почему все три часовни посвящены Николе Угоднику (Богу-Хозяину Леса «народного православия»)? Да и почему их – три?

Фролова Вероника

Ученица 

МБОУ «Брусовская СОШ»

 

Руководитель

Яковлева Е. А.

 

Информация по данному роднику имеется на сайте http://www.sobor-udomlya.ru/news-824

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить