• 01.jpg
  • 02.jpg
  • 03.jpg
  • 04.jpg
  • 05.jpg
  • 06.jpg
  • 07.jpg
  • 08.jpg
  • 09.jpg
  • 10.jpg
  • rod_slid_1.jpg
  • rod_slid_2.jpg
  • rod_slid_3.jpg
  • rod_slid_4.jpg
  • rod_slid_5.jpg
  • rod_slid_6.jpg
  • rod_slid_7.jpg
  • rod_slid_8.jpg

star site

Регистрации

Наши друзья

Наша кнопка

Будем благодарны, если вы разместите на своем сайте наш баннер:

RodnikTver1

RodnikTver2

Код баннера находится ТУТ

Вышневолоцкий район

Наименование населенного пункта Наименование родника
г. Вышний Волочек Утраченные родники
д. Яковлевское Святой источник
д. Подольховец Родник

Историческая справка по святым источникам Вышневолоцкого уезда

Святой источник близ д. Яковлево (территория совр. Вышневолоцкого р-на). Известен по документам XIX века. Расположен в стороне от дд. Стройково, Фешино, Яковлево между дорогой из Фешино на Первитино и рекой Латынь. Территория, где был расположен родник, входила в состав Спас-Ясеновского прихода (совр. с. Есиновичи). В конце XIX столетия на святой источник была перенесена деревянная часовня из д. Яковлево. Часовня разрушена в 1930х гг. и использована под строительство зерносклада.

Святой источник близ д. Алексеевская (территория совр. Спировского района). Известен по документам с первой половины XIX века. По данным за 1847 г. близ деревни Алексеевской над источником была устроена часовня в честь Георгия Победоносца. Часовня была «деревянная, на каменном фундаменте, четырёхугольная с крыльцами с трёх сторон... В ней два окна и две рамы со стёклами, укрытыми железными решётками. Покрыта часовня тёсом, не окрашена, входная дверь с западной стороны, запирается личиною с навесным замком». Часовня была приписана к Смоленскому приходу с. Выдропужск. О дальнейшей судьбе часовни неизвестно. Часовня не сохранилась.

Святой источник Покрова Пресвятой Богородицы с. Выдропужск (территория совр. Спировского района). Расположен при въезде в с. Выдропужск со стороны г. Москвы по правую сторону федеральной автомобильной дороги М10. Известен с древнейших времён. По местному приданию близ источника существовал мужской монастырь (по некоторым сведениям Николаевский – Выдропуский). Монастырь был разрушен в смутное время. В народе это место называют «Покров». По некоторым сведениям здесь существовала так же одноимённая деревянная церковь, но когда она была упразднена неизвестно. На месте монастыря в XVIII в. была устроен Императорский путевой дворец. На самом источнике по данным за 1847 г. существовала часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она описывалась так: «Часовня деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, стоящая за Выдропускою ямскою слободою в близком разстоянии от нея по направлению Московского шоссе на левой стороне, на каменном фундаменте, четырёхугольная с крыльцами с трёх сторон, длиною 4 сажени, шириною 2 сажени; крыльца с западной стороны шириною 3 аршина, с боков по 2 аршина, с колонными столбами; обита тёсом и выкрашена маслянною краскою жёлтого цвета, крыша окрашена красною краскою. На часовне имеется глава покрыта листовым железом, крест на ней железный, позлащён червонным золотом. Входная дверь с запада стеклянная с железными решётками, запирается навесным замком. Иконостас в часовне деревянный в 1 ярус, окрашен белою крскою под лак с резьбою позлащённою на полимент червонным золотом». Вплоть до закрытия Выдропужского прихода на родник совершались крестные ходы. В 1930е гг. часовня была разрушена. При строительстве объездной дороги Москва-Ленинград источник был закатан под асфальт, но пробился. Из-за этого пришлось срочно создавать сложное инженерное решение по отводу вод источника в сторону от автодороги. Современный Покровский источник – вытекает из трубы, которая в свою очередь проложена под трассой М10. Под самой дорогой устроен резервуар, куда непосредственно и попадают воды источника. Трудами настоятеля Выдропужского прихода протоиерея Георгия Беляева источник облагорожен. Над ним установлен крест, а близ него деревянная Покровская часовенка (не действует). Ежегодно на престольный праздник Смоленской иконы Божией Матери на источник совершается крестный ход со списком с чудотворной иконы Выдропусской Одигитрии с освящением воды и чтением акафиста.

Святой источник Георгия Победоносца с. Выдропужск (территория совр. Спировскиого района). Расположен на берегу реки Тверцы по течению выше Старого моста в центре с. Выдропужск. Известен с древнейших времён. По данным за 1847 г. на роднике была устроена часовня в честь великомученика Георгия Победоносца. Описывалась часовня так: «Часовня святого великомученика Георгия в Выдропуской слободе на берегу реки Тверцы по течению ея на левой стороне над протекающим в реку источником, деревянная, - так описывали современники часовню на роднике святого Георгия, - на каменном фундаменте, четырёхугольная с крыльцами с трёх сторон. В длину и ширину часовня 4,5 аршин, крыльца же длиною 3 сажени и 1 аршин, шириною с запада 4,5 аршина, с боков по 2,5 аршина. Обшита тёсом и выкрашена маслянною краскою жёлтого цвета, крыша же окрашена краскою красного цвета на масле, крест на ней железный, позлащён червонным золотом на гульфарбу. Входная дверь с западной стороны стеклянная с железною решёткою, низ деревянный, запирается навесным замком. Иконостас в часовне деревянный, окрашен голубою краскою на масле». Часовенку украшали иконы Господа Вседержителя, справа от него праздника Преполовения Пасхи - к этому образу в сам праздник ежегодно совершался крестный ход, а слева от иконы Вседержителя был образ великомученика Георгия. У входа в часовню стоял в кивоте за стеклом ещё один образ Георгия Победоносца. Издревле холм над Тверцой был местом поклонения - изначально древнеславянским божествам, а затем после принятия христианства - Единому Богу. Распространение нового вероучения первоначально шло по судоходным рекам. Тверца в то время была частью древнего торгового пути «из варяг в греки». Поэтому жители древнего Выдропужска были крещены одними из первых в Спировском крае. Здесь же был поставлен одним из первых и христианский храм. В XV-XVI вв. на месте этой часовни стоял одноимённый храм Георгия Победоносца. С ним связаны основные события «Повести о Выдропусской Одигитрии». На этом месте на пепелище была обретена невредимая икона Богоматери, здесь же в храме по левую сторону от царских врат и хранилась в иконостасе выдропужская святыня, пока не была похищена муромским воином, сюда же она чудесно возвратилась, здесь и была прославлена многими чудесами. Рядом с деревянной Георгиевской церковью были расположены дворы причта и жителей села. Храм и дворы причта были центром древнего погоста Георгиевского в Мокрынях. В 1545 г. «Книга Бежецкой Пятины так описывала центр погоста: «В Мокрынях же погост Выдропуск на речке на Тверце, а в нём церковь Георгей Великий, а дворов на погосте: двор поп Калмак, двор дияк церковной, двор проскурница, а бобылей: двор Митка, двор Офонко, пашни 5 коробей. Да к погосту – ж придал Федор Курчебин из своего усадища из Горы к церкве 2 поля, в одном на 5 коробей, а в другом по тому ж, сена нет. Земля церковная в обжи не положена». В начале XX века вода в источнике почиталась целебной от болезней глаз. Часовня над источником была разрушена в 1930е гг. Но люди всё равно продолжали приходить сюда. В 1990х гг. трудами протоиерея Георгия Беляева на источнике была сделана купальня, установлен крест. Ежегодно 10 августа на престольный праздник Смоленской иконы Богоматери сюда совершается крестный ход с освящением воды. Ежегодно на праздник Богоявления Господня 19 января в полночь здесь совершается Великое освящение воды и по традиции проходят купания в святом источнике.

Святой источник близ монастыря Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке. (Информацию собираю). Источников при Казанской обители было два, один ближний, на котором располагалась церковь Казанской иконы Божией Матери. Этот источник известен с XV века. Именно близ него была найдена чудотворная Казанская икона пресвятой Богородицы, чудесно уцелевшая после пожара в городском соборе. Икону несколько раз пытались перенести обратно в собор, но она каждый раз возвращалась на это место. Горожане, видя во всём этом особый промысел Божий, устроили над родником часовню в честь Казанской иконы Богоматери. Часовня была приписана к Казанскому собору г. Вышний Волочёк. Проездом (старая дорога на Москву шла близ родника) в часовне у Казанской иконы молились царствующие особы. Так упоминаются в документах – императоры Александр I и Николай I. В 1835 г. одна из благочестивых купеческих вдов Акулина Хваловская просила разрешение устроить на роднике трёхпридельный храм, а при нём общежительный монастырь, но получила отказ. В одном из документов, приложенных к этому делу часовня над источником описывалась так: «Часовня деревянная, построена издревле, отстоящая от города Вышнего Волочка на 3й версте по тракту Московской дороги, покрыта тёсом, осмиугольная, длиною и шириною 13 аршин в твёрдости на ней крест и глава, обиты жестью, в коей часовне по прозьбе приходящих для поклонения чудотворному образу Божией Матери именуемой Казанскою не только Вышневолоцких граждан, но и отдалённых мест жителей совершаются Казанского собора священноцерковнослужители молебствия, без священника особых богомолий не бывает... Внутри часовни резной позлащённый иконостас с колоннами коринфского ордена покрытыми, равно как и пиастры сине-голубою гладью, и иконостас розовою масляною краскою. В оном иконостасе образ пресвятыя Богородицы Казанский мерою высоты аршин 9 вершков, ширины аршин четыре вершка, на нём риза серебряная позлащённая, работанная 1787 г., убрус и подбородок на оном вынизаны из жемчуга редкой доброты местами украшенныя камнями гранёными вставками и звезда с стразами, пред сим образом лампада большая серебряная». Во второй половине XIX века близ источника был основан Казанский женский монастырь, а над источником устроена каменная церковь-ротонда в честь Казанской иконы Богоматери. Церковь относилась к ведению Казанского собора. В то же время близ монастыря был устроен «Дальний ключик» - второй по величине родник, над ним была устроена деревянная сень с куполом и крестом. После закрытия Казанского монастыря в 1925 г. родники просуществовали вплоть до первых послевоенных лет. Затем оба родника сравняли с землёй руководители воинской части, которой принадлежала территория монастыря. Сейчас место первого и второго родников установить сложно – скорее всего они расположены в сильно заболоченной местности между Казанским монастырём и Мальдоном (Тверецкий шлюз) и затоплены.

Святой источник Параскевы Пятницы в д. Пятницкое (современный Максатихинский район) (Информацию собираю). Расположен близ дороги на Николо – Теребенский мужской (ныне женский) монастырь близ д. Пятницкое. Трудами первого настоятеля Николо-Теребенского прихода иерея Геннадия Севастьянова над родником устроена часовня в честь Параскевы Пятницы.

Святой источник в с. Сельцо – Карельское (современный Удомельский район). (Информацию собираю).

Святой источник близ с. Алексейково (современный Лесной район). Один из нескольких родников расположенных по берегам озера Павловское между с. Алексейково и д. Федотково. В народе это место прозвано Таран - от названия насосной станции которая стояла на роднике до революции, с помощью этой станции в гору в усадьбу дворян Ладыгиных подавалась родниковая вода. По местному приданию, от родника к главному усадебному дому проложены под землёй трубы из липы, а внутри они обиты тонкими листами серебра. Некоторые утверждают, что выкапывали эти трубы, и они были совершенно целыми. После разгрома усадьбы большевиками насосная станция была уничтожена, но на родник продолжали ходить люди за чистой водой. В середине 1990х гг. над родником была устроена часовня и купальня. Ежегодно с середины 1990х гг. на роднике совершается водосвятные молебны.

Денис Ивлев
г. Вышний Волочек
http://matveevo.prihod.ru/articles/view/id/30985

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить