• 01.jpg
  • 02.jpg
  • 03.jpg
  • 04.jpg
  • 05.jpg
  • 06.jpg
  • 07.jpg
  • 08.jpg
  • 09.jpg
  • 10.jpg
  • rod_slid_1.jpg
  • rod_slid_2.jpg
  • rod_slid_3.jpg
  • rod_slid_4.jpg
  • rod_slid_5.jpg
  • rod_slid_6.jpg
  • rod_slid_7.jpg
  • rod_slid_8.jpg

star site

Регистрации

Наши друзья

Наша кнопка

Будем благодарны, если вы разместите на своем сайте наш баннер:

RodnikTver1

RodnikTver2

Код баннера находится ТУТ

Источник святого Аверкия

Кимрский район д. Селищиselishikimry0

Фото:   Андрей Ага.

 Сайт http://hram-tver.ru/kimryrn/selishikimry.html

Местоположение родника относительно населенных пунктов и географические координаты: д. Селищи, на берегу реки Колкуновки.

 

карта Селищи

Положение в рельефе:

Абсолютная отметка выхода родника:

Тип питающих родник подземных вод: грунтовые.

Характеристика водоносного горизонта:

Тип родника:

Характер выхода воды: одиночный выход, истечение воды спокойное.

Дебит родника:

Каптаж:

Количество посетителей родника:

Результаты анализа воды:

Исторические материалы:

В окрестностях деревни Селищи, в лесной глуши, почти на самом берегу речки Колкуновки, впадающей в Волгу, с незапамятных времен стояла деревянная часовня во имя равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. Рядом с часовней имелся целебный источник. Исторических документальных сведений о них имеется крайне мало, да и они довольно скудны. Сохранились лишь краткие упоминания, относящиеся к на­чалу 20 века. Возникла часовня с благоустроенным источником возле нее, вероятно, во второй половине 19 века. Приписана она была к Покровской церкви села Пухлима Калязинского уезда Тверской епархии (позднее Кимрского уезда). В Тверском государственном архиве, в делах, посвященных Пухлимской церкви, упоминается документ за 1901 год, в котором прихожане обращаются к епархиальному начальству с просьбой о разрешении отремонтировать часовню. Точную дату ее постройки еще предстоит отыскать [1].

В советское время о часовне с источником в печатных изданиях не упоминалось вовсе. Деревянная часовня, оставшаяся без внимания верующих, со временем рассыпалась от ветхости, а источник запустел.

Но в народе память о местных  святынях сохранилась. С детских лет слышал о них и нынешний настоятель храма Иерусалимской иконы Божией Матери поселка Белый Городок Кимрского района протоиерей Александр Крюков. В конце 1980-х годов, будучи на охоте, он обнаружил это памятное место. О бывшей часовне напоминали разве что несколько полусгнивших бревен. С тех пор святой источник вместе с отцом Александром ежегодно, весной, на масленичной неделе, для совершения молебнов начали посещать и другие священнослужители Кимрского благочиния. Поисками часовни с источником самостоятельно занимался и бывший москвич, житель деревни Селищи Борис Шилкин вместе с женой. Ему также удалось обнаружить это место.

5 марта 2003 года группа священнослужителей во главе с благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным, побывав в очередной раз на святом источнике, водрузила над ним крест. Тогда же у них и возникла идея восстановить часовню и благоустроить источник. Последовало обращение к Н.А. Селезневу, руководителю расположенной неподалеку от этого места базы отдыха «Колкуново», за помощью. Предприниматель с энтузиазмом принял это предложение [2]. В течение лета того же года, как по мановению волшебной палочки (за чем, естественно, стоит напряженный труд многих людей), была возведена деревянная часовня, построенная в древнерусских традициях, установлен сруб над источником, благоустроена прилегающая к ним территория, поставлен причал для маломерных судов.

20 августа 2003 года здесь собрались архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, духовенство Кимрского благочиния во главе с благочинным Евгением Морковиным, Н.А. Селезнев, Б.Н. Шилкин, знаменитый в прошлом вратарь сборной СССР по хоккею с шайбой В. Третьяк, жители окрестных деревень, верующие из города Кимры, представители прессы. Тверской архиерей в сослужении местного духовенства совершил чин освящения источника и часовни. Присутствующие на историческом событии со слезами на глазах внимали совершаемому действу. Они благоговейно лобызали образа св. Аверкия, пили целебную воду из источника [3]. С того времени часовня с источником в честь св. Аверкия были приписаны к Никольскому храму села Каюрова, настоятелем которого является протоиерей Павел Павивкин.

 На следующий год, 26 июля, в день памяти (канонизации) Кимрских новомучеников и исповедников Российских 20 века Феодора (Колерова), Анании (Бойкова) и Михаила (Болдакова), здесь состоялось очередное богослужение, совершенное архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в  сослужении  духовенства Кимрского благочиния.

И почти сразу возник вопрос: в честь какого же из святых Аверкиев должна быть освящена часовня – святого мученика Аверкия или равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского? Эта озабоченность была отражена и в газете Кимрского благочиния «Родник православия», в сентябрьском номере за 2003 год в заметке В.В. Баженова «Часовня у святого источника». Речь в ней шла об освящении часовни с источником 20 августа 2003 года, где, в частности, приводились следующие слова: «...все верующие получили возможность зайти в часовню, поставить свечи и приложиться к иконам  святого равноапостольного Аверкия и святого мученика Аверкия (точно не известно, в честь кого из них был освящен источник), которые написал священник Игорь Остаев...» Но спустя некоторое время автору этих строк удалось из архивных источников узнать, что часовня со святым источником с момента своего возникновения в 19 веке была освящена в честь равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского [4].

Теперь каждый год, 26 июля, в день памяти (канонизации) Кимрских святых новомучеников и исповедников Российских 20 века Феодора (Колерова), Анании (Бойкова) и Михаила (Болдакова), в часовне равноапостольного Аверкия с целебным источником священнослужители Кимрского благочиния в присутствии многочисленных верующих совершают богослужения. Пример этот является зримым свидетельством возрождения православия на кимрской земле.

Примечания

1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 1. Д. 16305. Л. 386; Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1903. № 14. С. 15.

2. Родник православия. Апрель 2003.

3. Родник православия. Сентябрь 2003.

4. Родник православия. Сентябрь 2004.

В. И. Коркунов

г. Кимры 

июль 2015 г.